Внимание: в статье присутствует ненормативная лексика.
Нет команды, нет бизнеса
В который раз убеждаюсь, что первое, чем нужно заниматься в новом бизнесе — созданием команды. Есть команда — нет гемора владельцу. Нет команды — адский гемор.
Если у вас до сих пор нет команды крутой, то, мне кажется, что вы стоите на табуретке, на двух ножках, с петлей на шее, балансируя день ото дня. А табуретка, тем временем, стоит в лесу, а ножки медленно поджирают короеды. По веревке ползет ядовитая змея. Зима. Вы голый. На западе стреляют. Пошел снег.
Приближайтесь к оленю!
Приближайтесь к оленю! (идея из книги В. Тарасова, «Искусство управленческой борьбы»). Иначе окажетесь в жопе 🙂
Однажды мой друг, владелец интернет-магазина, подошел ко мне и спросил: «Мишаня, а как мне подобрать сео-компанию правильно, а то у меня seo-трафика сто человек в день всего?». Я ему сказал: «Братан, ну разберись в seo, походи на курсы, освой этот вопрос и тогда ты сможешь подобрать нормальных ребят, а не лошков». На что услышал ответ: «Да не, Мишань, я че сеошник что-ли? Мое дело управлять!».
Прошло два года. У меня появился интернет-магазин, сейчас там количество seo-трафика приближается к 1000 уникам в день. Для этого я полгода, как психопат, изучал сео в ускоренном режиме. Я прошел большинство курсов, потратив не одну сотню тысяч рублей, прочитал все статьи, которые только есть, познакомился с замечательными людьми, с которыми даже потом получилось поработать, а с некоторыми просто хорошо общаемся. В общем, мое почти профессиональное видение и понимание seo позволило кратно увеличить трафик и работать с нормальными людьми.
Недавно мы с другом встречались снова и я услышал знакомый вопрос: «Мишаня, а как мне подобрать сео-компанию правильно, а то у меня seo-трафика сто человек в день всего?».
На что я ему сказал знакомую фразу: «Братан, ну разберись в seo, походи на курсы, освой этот вопрос и тогда ты сможешь подобрать нормальных ребят, а не лошков». На что услышал знакомый ответ: «Да не, Мишань, я че сеошник что-ли? Мое дело управлять!».
Братан, ну управляй, че! 🙂 Не барское наверное это дело, перчаточки беленькие пачкать!
О показушниках и успехе
Есть люди, которые работают не на жизнь, а на смерть. А есть те, которые «играются в шефа». Одни достигают успеха в деньгах, другие достигают успеха в «показухе».
Я ошибался, думая, что практически любой человек может развиваться, если будет видеть свои ошибки. Показушники в большинстве своем навсегда останутся показушниками, потому что мотивация не та. Им бы понтоваться перед знакомыми: «А вот я тут и отдыхаю! А вот я в другом городе и отдыхаю! А вот я на конференции и отдыхаю! А дела у меня движутся, ведь я такой свободный босс, который делает то, что захочет». Ничего, что ты нищий, главное в жизни — вовремя брошенный понт.
Правильное решение только одно. Вовремя менять показушников на нормальных людей.
В одном случае я сменил, и правильно сделал. В другом случае я тянул и проиграл. Вот так вот, дорогие мои друзья.
Бизнес всех поимеет
Кстати, мне кажется, что управленца (директора), который не попадал в КРИТИЧЕСКИ сложные ситуации, когда всё в жизни находится под угрозой, а традиционный уклад жизни не эффективен, можно считать девственником.
Девственник не умеет хорошо управлять, потому что он не знает, что такое «плохо управлять». Он управляет средне. Девственника никогда не трахала жизнь, отсюда розовые очки и в целом позитивный взгляд на всё. Девственник боится лажануть, но не знает, что такое «налажать по самые гланды». У него не может быть правильная картина мира просто потому, что он не знает, что значит «не правильно». Он делает всегда средне. Ну и, конечно же, не может признать себя неправым. Тупо ссыт.
Большой страх девственника — увольнение. А его уволят. За средние результаты.
Дайте мне жадного до денег!
Вот посмотришь на резюме директоров, а там все «не жадные». А дайте мне жадного, а? Я хочу, сука, жадного! Я хочу того, чтобы он был настолько, сука, жадный, чтобы зарабатывал деньги. Мне, другану и ему тоже. Зачем эта тупая маска? 🙂 Мне не нужен альтруист. Дайте жадного до денег! Дайте мне того, кто обожает блеск монет и считает, что за деньги можно купить счастье! Я полюблю такого директора! Дайте мне, сука, продажную душу.
Как получить больше опыта
Занимаясь чем-то одним, владельцы компаний остаются в невероятно узком коридоре картины мира. Ошибки делаются незаметно, а выводы мучительны и долги. Нужно постоянно изучать что происходит в других бизнесах и в других отраслях. Проблемы у всех одни. После того, как у меня стало три проекта, я получил взамен в три раза больше опыта. Такой опыт очень сложно получить, интересуясь, скажем, только рекламой.
К чему может привести позиция «Я всегда прав»
Вот, кажется, все у человека есть для успеха: и цели, и амбиции, и трудолюбие. Но одна такая штука, как нежелание признавать собственные ошибки и учиться на них, может затянуть достижение успеха на долгие-долгие годы.
Ум и знания решают все
Я считаю, что эффективность предпринимателя определяется не количеством сделанных им дел, а только его мозгами и знаниями (ленивые не в счет). Особенно часто это путают у нас на рынке рекламы и продакшена. Куда не глянь — все занятые. Все фигачат, впахивают до ночи, пиарятся и решают задачи.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КРАСЯТ ДЕЛА! — звучат слоганы авторитетных тренингов. ПРОСТО ВСТАНЬ И СДЕЛАЙ ЭТО!!
Как результат, рынок полон «делателями» и «решателями». Все повально решают проблемы и делают продажи, пиар, выступления, решают проблемы проектов, делают семинары… Да что уж лукавить, мои партнеры тоже грешат этим.
Но очень мало «думателей» — тех, кто работает по правилу: просто встань и ПОДУМАЙ! Многие задачи решаются в 5 раз быстрее и проще, некоторые вообще не решаются, и вдруг оказывается, что менять надо саму бизнес-модель, потому что, как ни крути, данная работа не даст результат.
Ум и Знания решают все. Это особенно видно в тех отраслях, где не надо впахивать, а надо думать, ведь если бизнес-модель не выстроить, то сколько не впахивай, денег все равно не будет.
А ведь так хочется выпустить еще пару статей и стать миллионером.
— Петя, а ну-ка наподдай-ка нам еще пиара!!! ДА ПОБОЛЬШЕ!!! 🙂
Бизнес — это ребенок, который создает кучу проблем
Заниматься тремя бизнесами — это все равно, что в ясный и тихий день у тебя внезапно родилась тройня и одновременно появилась куча проблем.
То один обоссытся, ему нужно поменять белье, то другой обосрется, то третьему плохо будет, потом первый переест, второй недогуляет, третий просто орать будет.
У любого владельца бизнеса есть (или бывало) такое время, когда всё идет ровно и по плану. Бизнес растет! Обороты и прибыль растут! Всё отлично и настроение соответственно тоже отличное. Такое впечатление, что в этот момент компания работает на тебя в эмоциональном плане, то есть дарит тебе энергию. Так вот у меня такого состояния нет уже год. Постоянное подметание дерьма и решение различных сложностей.
Решил я эту проблему просто.
Никак пока не решил, в общем-то 🙂
Дело не в юзабилити. Людям просто плевать на вас
Сколько же в интернете статей про юзабилити интернет-магазинов. 80% из них решают одну проблему: доверие к магазину. Но представьте, что такой проблемы НЕТ! Многие в целом доверяют интернет-торговле.
И сейчас не проблема «вызвать доверие». Сейчас основная проблема в том, что людям вообще пофиг на ваш магазин. Люди просто проходят мимо. Не стоит делать юзабилити-тесты вашей корзины, до нее попросту никто не доходит.
Самая большая проблема — это равнодушие. Ваш магазин, или магазин Пети, или магазин Ваньки. Пофиг. У вас отваливается 95% посетителей не из-за того, что они пугаются заказать у вас, а из-за того, что цены/описание/и прочая херня у других магазинов лучше чем у вас.
Деньги должны быть главным приоритетом
Стоя в пробке, я тут подумал, что многие бизнес-книги нас учат не тому. Они говорят нам не концентрироваться на деньгах.
— Делай то, что любишь, и к тебе потянется бабло!
— Живи полной жизнью сейчас, и все у тебя будет отлично и бабло будет!
Это 2 типичных высказывания из многочисленных книг по предпринимательству. Особенно западных.
Так вот я задумался о том, что это вранье. При работе бизнесмена наиболее важным являются деньги. По деньгам оценивают привлекательность новой ниши, по деньгам оценивают успешность компании, по деньгам оценивают успешность бизнесмена.
— Раз ты такой умный, почему ты такой бедный? — спрашивают друг друга коллеги и бизнесмены. И ведь ответ «потому, что я занимаюсь тем, чем нравится» — будет звучать смешно. Ведь действительно главное мерило успеха — деньги.
Тогда к чему эта двуличность? Предпринимателю нравится бизнес в целом, лидерство, управление. Просто сам бизнес и бизнес-процессы. А чем его компания занимается в рамках отрасли — это уже детали. Поэтому я бы поставил деньги главным приоритетом деятельности. А душа уж подтянется за ними. Аминь.
Самокритика — самое важное умение руководителя
Мне кажется, что способность изменяться, замечать ошибки и делать работу над ошибками — самая важная часть руководителя. Не изменяясь, можно в перспективе очень сильно проиграть, ведь наш рынок быстро меняется.
Из моих знакомых руководителей, к сожалению, многие делают ошибку, ставя амбиции выше критической самооценки. В конце концов, я считаю, что это неизбежно приведет к краху.
Немного мыслей об успехе
Реальность умельцев-профессионалов в той или иной среде настолько далека от той реальности, где мы живем, что такое впечатление, что они с другой планеты. И, как правило, именно в этом их огромная проблема.
И правда, когда годы проводишь, занимаясь одним и тем же делом, некоторые нюансы становятся настолько критичными, что умелец-профессионал уже в принципе не может отказаться от них и придает им первостепенное значение, хотя это не так.
Например, дизайнер будет до усери спорить какие шрифты лучше, с засечками или без. Причем дизайнеру будет казаться, что его понимает весь мир. Что для людей действительно важно, будет шрифт с засечками или без.
Программист будет с пеной у рта доказывать важность и нужность своего фреймворка, недоумевая, почему в мире до сих пор живут еще «безграмотные нубы», которым все равно на фреймворк.
Владелец мелкой студии поставит на рабочий стол икону со словом «качество», не представляя, что это, и искренне веря в то, что кому-то его «качество», как он себе его представляет, нужно. А потом долгие годы будет решать проблему, почему его студия до сих пор в жопе.
Если бы меня спросили, что нужно для того, чтобы успешно развиваться в бизнесе, я бы сказал, что для начала нужно отказаться от всех этих штампов и от своей неверной «идеологии». Выигрывает лишь тот, чья картина мира наиболее близка к общей картине рынка. Остальные в жопе.